|
Eloy - без сомнения, одна из лучших психоделических команд всех времён и народов. В доказательство того можно привести не одну работу этих невероятных немцев, однако мне хотелось бы остановиться именно на альбоме 1977-го года - ярком и самобытном концептуальном творении "Ocean".
Что обычно представляется, когда мы слышим о таком понятии, как "space-rock"? Космическая атмосфера, создаваемая всевозможными меллотронами, чемберленами, мини-мугами и т.п.? Запредельно возвышенные гитарные запилы? Инопланетный вокал? Так вот, на этих четырёх песнях есть всё это в обилии. Но команда Борнемана пошла дальше... В то время как многие их соотечественники проторили собственный психоделический путь - краут - вытворяя нечто невообразимое с гитарой (Amon Duul II), клавишными (Popol Vuh), электроникой (Ash Ra Tempel, Neu!) и различными вводящими в транс ритмами (Can), Eloy смотрели в сторону Альбиона, где царствовал во всём великолепии прогрессив. И в то время, когда английский прог стал медленно, но верно подходить к концу, вытесняясь то джазом, то "нововолновой" музыкой, эта группа из Германии начала расти и воплощать те славные идеи, не просто вплетая отдельные спейс-элементы, а ставя в основу иноземный саунд. И вот, год 77-й, и рождён на немецкой земле воистину иноземный альбом.
Концепция сего творения - овеянный множеством мифов, слухов, легенд, вечно благодатный остров Атлантида - земля морского бога Посейдона. Жизнь божественной земли поделена на 4 части:
"Poseidon's Creation" - зачатие, точнее, зарождение жизни. Эту красивую историю зачинают две гитары - нежная, атмосферная и пульсирующий бас. На протяжении "присказки" они словно соревнуются, сплетаясь в возвышающую мелодию, сопровождаемую довольно резвыми ударными и синтезаторами. Франк Борнеманн в необычно-прерывистой, но трогательной манере рассказывает о том, что был у Посейдона остров, красоты невиданной, бережно хранимый от чужого глаза строгим хозяином. И жила на том острове семья, и была у них дочь кроткая, да красоты непорочной, и звали её Клеито. И влюбился бог суровых морей, и возвёл ей храм высоко в горах, и родила она ему (здесь - вышибающий последнее из головы припев) 10 сыновей, и стали они первыми Людьми. (Люди с большой буквы, потому что в тексте явно выдержана мысль о человеке-венце творения, т.е. словно бы это богочеловеки, в официальной мифологии - первые правители Атлантиды.) По завершении этой части рассказа - парящее между планетами соло.
"Incarnation of the Logos" - пришествие Разума. Из наполненной светом вечнозелёной Атлантиды нас вдруг переносят во вселенскую пустоту (ведь space, изначально - пустота), где нет ни неба, ни земли, ни волн (и типичное лёгкое гудение это подчёркивает) - "complete emptiness..." С чего бы это? Однако дальше становится понятно - нас перенесли не только в пространстве, но и во времени - назад, в безлюдный мир. В тот момент, когда Творец, которому, видимо, надоела статичная неменяющаяся вселенная, решил населить её тварями разумными, добавив: "плодитесь и размножайтесь...". Музыка медленно, но верно набирает ритм, буквально взрываясь к концу (вокал здесь с ней за одно - почти сливается). Да, и здесь, поначалу, снова - восхищение antropos, однако просматривается в тексте и обратная тема - циничность и беспощадность человека. Засим переходим к следующей части.
"Decay of the Logos" - самоуничтожение Разума. Начало куда более ритмичное и приземлённое, песня растёт на рваном ритме, будто на нервах... Лирика из восторженно-описательной трансформируется в иронично-изобличительную. Человек теперь - предмет бичевания, обитель грехов - жестокость, циничность, страх. Одновременно, Борнеман словно предупреждает о том, к чему может привести порочная жизнь - человечество вот-вот окончит свой век... Насмешливые выкрики дополняет эффект широкого эха (снова к пустоте?). Воистину, мы "все играем с жизнью".
"Atlantis' Agony at June 5th - 8498, 13 p.m. Gregorian Earthtime" - агония, конец. Из недр пустоты слышится тихая речь, отдающая эхом. Это Боги, разгневанные, выносят свой приговор, посылая на землю катастрофу. Композиция, подобно второй, медленно нарастает в ритме, однако возрастает и напряжённость. Перед нами разворачивается драматическая картина кончины чудесного острова - разверзлись полные гнева багровые небеса, появляютяся четыре тёмных духа - Земли, Луны, Венеры, Солнца; и забрасывают Землю жидким огнём. Надрывный вокал всё того же Франка Борнемана считает последние мгновения жизни Атлантиды... всё. Атлантида стала частью Океана, её жители - вечными рабами Посейдона. Фатальное пульсирующее вибрато вместо занавеса.
Вот такое вот, насквозь пронизанное космической и стихийной тематикой, творение. По напряжению, создаваемому музыкой, он напоминает лично мне флойдовских "Животных" (того же года, кстати - ну, и кто на кого повлиял?). Как бы там ни было, столь продуманных и в музыкальном, и в лирическом плане альбомов я встречал, мягко говоря, немного. Впрочем, это, наверное, не единственный шедевр от Eloy, однако именно эта работа делает их непохожими на других, позволяет показать весь мир внутренней "кухни" этой неординарной группы. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет