|
После выпуска трех альбомов, каждый из которых стал событием в мире прогрессивной музыки, ребята, возможно, просто устали от той усложненности, которую они раньше предлагали слушателям. Похоже, это рано или поздно происходит почти со всеми музыкантами, желающими, чтобы их работы были доступны (в психологическом понимании этого слова) большему количеству людей. Не последнюю роль в этом сыграла немецкая краут-роковая группа Popol Vuh. Даже ударник (Данни Фихельшер) теперь был взят оттуда. Правда, есть сведения, что данный альбом, как и предыдущие, тоже поначалу планировался как двойной, но его выпуску помешали разногласия внутри команды. Как бы то ни было, считаю своим долгом предупредить всех тех, кому понравились первые три работы этих немцев. Да, ребята изменились (хотя трансформации эти можно считать вполне логичными), они уже почти совсем не экспериментируют, а музыка вдруг приобрела психоделичность эпохи хиппи, что лишь подчеркивается наличием уже самого настоящего пения (а не декламации), к тому же часто женского. Однако мелодии, предлагаемые слушателю, вполне себе интересны, и послушать это, хотя бы для общего ознакомления, стоит. Тексты в основном вновь принадлежат перу клавишника Рогнера, который во время записи большей частью отдыхал, а вместо него играл Карл-Хейнц Хаусманн.
Чтобы лучше настроиться на предлагаемые альбомом «Карнавал в Вавилоне» композиции, взглянем сначала на обложку. На лицевой стороне можно увидеть странное животное, представляющее собой верблюда с головой тукана, на фоне заходящего солнца, а на развороте нас встречает снимок всех участников команды, сделанный, по-видимому, в каком-то ботаническом саду – видимо, для того, чтобы вызвать в воображении картину некоего тропического леса. Что же, вполне себе привлекательно. Теперь можно и музыку послушать.
1) «С.I.D. in Uruk». Звучат переливающиеся звуки вибрафона, а также бас и скрипка. После короткого прохода ударных вступает мини-хор из двух человек, выдающий типично попсовые (в духе 60-х) «ла-ла-ла» в сопровождении легкого бренчания акустической гитары и играемых стаккато аккордов фортепьяно. Женский голос принадлежит, естественно, Ренате, которую на предыдущем альбоме почему-то обозвали Генриеттой Крётеншванц. Здесь же она именуется не иначе как «Ренате Кнауп-Крётеншванц» (вполне возможно, что девушка просто вышла замуж). Что касается мужского голоса, то это Йон Вайнцирль, поскольку он эту песню и сочинил, да еще и посвятил ее Вагнеру. Когда ударные начинают вести ритм (под всю ту же акустику плюс электрогитару), Йон выдает нам на немецком языке набор нонсенс-образов: на колбасной планете все растеряны из-за отсутствия телевидения, а некий Эде забыл о своих ганглиях в Уруке и вдруг заметил, что на нем последняя рубашка. Куплеты быстро сменяются «ла-ла-ла»-хором, а затем следует музыкальная интерлюдия, в которой Йон представляет слушателю гитарное соло в духе Эрика Клэптона в сопровождении акустической гитары и фортепьяно. Следующий куплет – о горчичном ружье, угрожающем священникам, и о соседях-сектантах, поедающих в туалете сырые плавники тунца (короче, явно пора звать санитаров!) – поет уже Ренате. Однако, когда голосистая девушка переходит на вокализы, возвращается Йон, рассказывающий под быстрые гитарные аккорды и психоделический орган о бородатых мудрецах, поющих и танцующих в краале, полном клопов, а последний куплет, в котором мудрецы поднимаются куда-то вверх без грез и идей и внезапно теряют равновесие, они поют вместе. Музыка становится потише, когда фортепьяно и акустическая гитара выходят на первый план, под периодические проходы ударных. Затем вновь вступает гитара, выдающая еще одно неплохое соло, но после него композиция возвращается все к тому же хору «ла-ла-ла», которым все и заканчивается. А теперь еще подумайте, причем здесь люди во главе Управления уголовных расследований (это и есть загадочное C.I.D. в названии) и что они делают в шумерском городе. Хотя нет… Лучше не думайте!
2) «All the Years ‘Round». Начинается эта песня сразу же с женского вокала, сопровождаемого тихими гитарой и басом, что напоминает группу Jefferson Airplane. Под ненавязчивое пасторальное музыкальное сопровождение, сдабриваемое еще и клавишными, Ренате поет о каких-то людях, которых увидела ее лирическая героиня. Видимо, речь идет о музыкантах, пришедших в мир шоу-бизнеса с намерением рассказать о правах человека, которые нельзя попирать; однако их менеджеры взяли свое, заставив их скрыть свои истинные намерения под масками, и поэтому музыканты попытались уйти. В припеве голос, в котором можно услышать определенное сходство с Джоном Андерсоном из Yes, сделали сдвоенным, а музыка становится чуть более интенсивной, не выходя, впрочем, за рамки легкого психоделического фолка. Ближе к концу второй минуты звучание приобретает некоторую жесткость, показывая электро-акустический гитарный тандем, а Ренате поет с таким акцентом, что сперва даже кажется, будто она перешла на родной язык. Впрочем, воспринять словесные хитросплетения, явно пытающиеся поразить пером сатиры музыкальный шоу-бизнес, в данном случае так же трудно, как если бы она пела на недостаточно знакомом мне немецком наречии. После небольшой паузы две электрогитары выдают мелодические пассажи на разных стереоканалах, затем повторяются припев и более энергичная часть. Очередное повторение припева (правда, с другими словами: «На углу они ожидали замечательный игровой автомат, который мог бы превратить вино в воду, а реальность – в мечту») сменяется соло с двумя электрогитарами, особенно выгодно оттеняемым тогда, когда из инструментов остаются только тихие тарелки (правда, длится этот момент недолго). Затем, словно для придания большей интенсивности музыке, к соло присоединяется и энергично звучащая акустическая гитара. Заканчивается композиция диминуэндо под нежелающие смолкать гитары.
3) «Shimmering Sand». (Полное название – «The Ballad of the Shimmering Sand».) В левом динамике бренчит приглушенная акустическая гитара, в правом мелодично играет бас. С появлением электрогитары, периодически выдающей интересные пассажи все на том же правом стереоканале, вступает вокал. Это вновь дуэт, только теперь к Ренате присоединяется Крис. В отличие от остальных композиций, текст этой, к сожалению, никто в Интернете различить не попытался, однако известно, что написана она под влиянием романов Майкла Муркока. В музыку вплетаются еще и ненавязчивые клавишные, а в середине есть момент, когда слышно только бас; потом звучат синтезаторные переливы, а Каррер поет уже один о человеке, нашедшем «мерцающий песок». Некоторое время здесь играет сопрано-саксофон (Каррер вспомнил свои джазовые деньки, но здесь играет некто Олаф Кюблер). Данный джазовый инструмент сменяет резко риффующая электрогитара в сопровождении фортепьяно, которому она позднее уступает место, теперь уже давая о себе знать только несколькими аккордами. Затем в синтезаторном обрамлении Крис поет зачем-то почти фальцетом. Под мелодичный бас, затем под орган и тихие гитарные риффы вновь поются строки о песке, но немного другим голосом. Ближе к концу вновь появляется Ренате, а затем, после ухода со сцены электрогитары, под бас, клавишные и акустическую гитару композиция заканчивается диминуэндо.
4) «Kronwinkl 12». В левом динамике играет гитара, затем другая появляется в правом, да еще и бас подключается. Потом ударные ведут ритм, а гитара выдает интересные пассажи. В целом звучание напоминает рэгги. И снова мы имеем разнополый дуэт, однако на этот раз вокальная мелодика получилась очень неплохой. Ренате и Йон поют об обычном утре современного человека (сигарета, газета, хмурое небо, лежащая в постели девушка, которую снял вчера) в немецком городке Кронвинкль, и, пожалуй, это один из лучших примеров вокальной гармонии на альбоме. Кстати, это второй случай на альбоме, когда текст к песне написал Йон (теперь он поблагодарил «всех параноиков, которые в это время съезжают с квартир»), только тут все-таки образы не страдают от излишнего сюрреализма а-ля Дали, как в первой теме. Еще следует упомянуть, что пение в этой композиции, далее повествующей о депрессии и о понимании, что нужно учиться играть свою роль и стараться не проигрывать, занимает бóльшую часть композиции, так что инструментальному искусству уделили всего минуту в конце, показав нам довольно быстрое гитарное соло, постепенно стихающее.
5) «Tables Are Turned». Все громче бренчит акустическая гитара, вступает бас, появляются экзотические перкуссии (конго). С появлением тихого писка клавишных Ренате начинает петь, обращаясь к кому-то, кто слышит церковные колокола и обнаруживает, что все птицы улетели в горы. На припеве к ней присоединяется (причем ему выделяют исключительно левый стереоканал), вероятно, тот загадочный Джой Аляска, который упоминается в буклете в качестве бэк-вокалиста, а песня начинает напоминать чьи-то галлюцинации: тут вам и змея в ванной, и тигр у двери, и саранча в почтовом ящике, хотя затем они превратятся, соответственно, в дерево, друга и звезды. Если не обращать внимание на текст, то получились этакие индийские напевы под соответствующую инструментовку. Иногда слышатся звуки, напоминающие шум моря. В середине звучит короткий инструментал – и чуть побольше, затихая, в конце.
6) «Hawknose Harlequin». Самая длинная композиция на альбоме, не доходящая, впрочем, и до отметки в 10 минут, хотя изначально это была то ли 20-, то ли 30-минутная импровизация, здорово сокращенная в студии. Начинается она с эффектно повторяемой басовой линии, к которой присоединяются тихие гитарные аккорды и клавишные. Тут уже вокалом заведует Лотар Мейд, и он начинает петь о месте под названием Площадь Слепых, куда его лирический герой очень хотел попасть. Спустя какое-то время можно услышать и скрипку. В целом звучит в духе ранних работ, а текст представляет собой очередную галлюцинацию (или сон – кому как больше нравится), ведь на упомянутой площади, куда герой добрался спустя 70 дней и ночей, он встречает «яйцеглазого привратника» с двумя воронами на плече, фокусника, поднявшего в воздух телефонную будку, зебру, читающую алфавит, а под конец – арлекина с крючковатым носом, сидящего в инвалидной коляске. Интересны напоминающие о Pink Floyd ударные и орган, которые остаются наедине с голосом, когда ритм исчезает. После паузы слышны отдаленные крики (подозреваю, что это вопит Ренате), а ударные вновь начинают отбивать ритм под бас, а следом и гитара возобновляет свое понятное только ей повествование. Она солирует довольно долго, потом две гитары играют вместе, после чего музыка смолкает. После паузы наступает новая часть, в которой гитара, сопровождаемая мелодичным басом, продолжает играть уже под разные психоделические звуки, издаваемые клавишными, пока музыка не стихает.
Многие издания данного альбома имеют различные бонус-треки. У меня их два.
7) «Light». Бренчит акустическая гитара, задорно играют клавишные, танцевально подыгрывает бас, вскоре вступает вокал. Вещь получилась непритязательной и довольно однообразной. Разве что вновь стоит обратить внимание на блюзовые гитарные пассажи. В определенный момент вокалист вторит самому себе – его голос повторяет уже спетое, но уже на другом стереоканале. Заканчивается композиция диминуэндо.
8) «Between the Eyes». Крещендо представляет нам ударные, ведущие ритм вместе с мрачноватым басом и тревожными завываниями клавишных. Присоединяется электрогитара, а затем появляется какой-то пискляво-крикливый вокал, звучащий не очень приятно, однако произносит он, к счастью, только пару фраз. В середине атмосфера напоминает Pink Floyd, вокалист что-то шепчет, а потом протяжно повторяет «Между глазами» и говорит что-то до конца композиции, которая, будто игнорируя его слова, уходит в диминуэндо, в то время как в музыке слышны какие-то булькающие синтезаторные звуки.
Что же, нельзя сказать, что группа вдруг заиграла стандартно, однако все-таки «Амоны» поменялись. Теперь мы имеем дело с этаким прихиппованным готик-краутроком, который хоть и представляет слушателю много чего интересного, однако иногда очень уж скучен и вызывает зевоту. Тем не менее, рекомендую послушать.
P.S. Если я перепутал кого-то из вокалистов, не обессудьте. Все-таки трудно, когда в группе поет столько народу, а точных сведений на этот счет я не нашел и поэтому руководствовался исключительно собственным слухом, сравнивая с вокалом на предыдущем альбоме. |
|
In Uruk vergessen
Und er bemerkt er trägt sein allerletzes Hemd
Ein Senfgewehr zielt bedrohlich auf die Priesterreihe
Maschinen in Labor bereiten ihre Priesterweihe
Und Nachbarsekten essen
Thunfischflossen
Roh
Im Klo
Bärtige Weise
Schweben im All
Sie singen und tanzen
Und gestern und morgen
Vernebelt im Kral
Gehört nun den Wanzen
Ohne Grund jubelnd
Gehn sie nach oben
Auf dem Weg ohne Boden
Weder Traum noch Idee
Berührt die Gedanken
Und plötzlich sie schwanken
2. All the Years ‘Round
At first I saw them
In the bright morning light
A milestone on their shoulders
A horse at their side
A horse they came over
From the land of human rights
At the corner they were waiting
For a winner of their size
But the managers were taking over
The profession of disguise
And they went into a rainbow
And they lived there for many years
Till one day they tried to go
But burning was their gear
Are you waiting for the take-off
Are you waiting for the show
No winner will be coming
You really should know
Neo-Nazi doom advisors sticking in the mud
And Hindustanian horses refuse a haircut
Windswept children running wild on the hand
Lonely teletypers ticking in Tschaikowsky’s tent
Pig-pink-coloured ministers are ready to drop
They cut down all the flowers on the way to the top
While frogmen encircle the sidedrop Cinema
And salvation’s sisters expand the trashening Opera (?)
Are you waiting for the take-off
Are you waiting for the show
No winner will be coming
You really should know
Pudding-face publicity promoters call
For a sign on the invisible wall
While prophets drive past on compressed air
And caravans of cameras do not care
The boomerang battery bands-man on his sphinx-like bike
Is mostly from Saturday to Sunday on strike
While formulas go to pieces close at the ground
On their way down the hill all the years ‘round
Later I saw them
In a rusty limousine
A guitar on their shoulders
To leave the golden mean
Where the cleric is a clown
And the colours are clean
At the corner they were waiting
For a splendid slot machine
Which could change wine into water
And reality into a dream
3. Shimmering Sand
???
4. Kronwinkl 12
Wake up get up
Smoke a cigarette
Read the paper
Going back to bed
Sky is grey
And lamp is shining red
Chick from last night
Still lying in bed
Though I know
Society is dead brain
I start thinking in circles
Following their game
I need informations
Leaving that formation
Feel busy
I feel temptation
My steady hesitation
Makes me dizzy
It’s half past four
And everybody’s gone
Big house is empty
And I don’t feel at home
Depression starts
To catch my brain
Dope-religion
Know everything’s in vain
Though I know
Society is dead brain
I start thinking in circles
Following their game
I need informations
Leaving that formation
Feel busy
I feel temptation
My steady hesitation
Makes me dizzy
Though I know
Feel the longings of my heart
I did learn
How to play my part
I always try not to lose
The freedom of my mind
Taking the cake means baking your own tart
5. Tables Are Turned
Above your head
Church bells explode
And you jump over fountains
And you don’t see
The birds in the trees
They have all turned to the mountains
There is a snake in your bathroom
And a tiger at your door
And if you open up the mailbox
Locusts fall on the floor, on the floor
But in your eyes
I see a sunbeam
Like the rising sun of dawn
On your finger’s a ring of crystal
Like the cry of a flying swan
In your right hand nothing more is left than a shadow
In your left hand you hold a letter from the girl on the road
There is a tree in your bathroom
And a friend at your door
And if you open up the mailbox
Stars fall on the floor, fall on the floor
6. Hawknose Harlequin
I heard about
A place they call Blind Square
In the middle
Of prophesied land
Surrounded by
A wall of mirrors
Two hundred feet high
And transparent
I tried very hard
To reach there
On a camel
I saved from a cook’s sneer
After seventy days
And seventy nights
I finally arrived
At the corners of Blind Square
A collection of clouds
At the reception
The egg-eyed doorman
Was serving a blink
Two ravens on his shoulders
As he whispered into my ear:
“Man, don’t run so fast
If you want to see anything”
I passed the wizard’s
Wonky blizzards
When a phone box
Came sailing through the air
And a zebra
Walked on a mirror (?)
Reciting loudly
The whole alphabet
Hope you can see me
Here in my barrel
The governor
Of the Blind Square District
Came rolling along
In a slow-motion picture
Handing me a form-sheet
And Shakespeare’s pen (?)
I fell asleep
In the waterfall museum
And I heard the songs
Of the seven Sirens
I saw the children
They forgot their names
Playing all day long
On the wings of a crane
And the colour-blind legends
They were melting
In the heat of the sun, the heat of the sun
When Hawknose Harlequin came
And told me something
About the children’s gun
Smiling in his wheelchair
On the stairs of Blind Square