|
Наверное, самый мрачный и психоделичный альбом The Doors, но, по скромному мнению автора рецензии, самый удачный и сильный. Ребята как-то отошли от более или менее типичного RnB и каверов дебютного альбома, но ещё не ударились в чистый блюз (альбомы 70-х); так что можно сказать уверенно: ТАК мрачно, величественно и завораживающе в ту пору всё-таки не играл никто… Мелодичные гитарные ходы Кригера, просто сногсшибательные клавишные пассажи Манзарека (который одновременно играл на клавишном имитаторе бас-гитары), психоделичные тексты Моррисона… Да и сама студия Sunset Sound здорово помогла музыкантам – 8ми канальное оборудование, что было в новинку в то время, позволяло вдоволь поэкспериментировать со звучанием. Что и было с успехом проделано;
Открывающая «Strange Days» уже наполнена сюрреализмом и психоделией. Маршевый ритм, мрачные клавишные партии, протяжные вокальные партии Джима, даже некоторая дрожь пробегает по телу, когда всё это взрывается яростным припевом вместо проигрыша. В этой композиции ребята одними из первых (раньше были только Beach Boys и Monkeys) применили синтезатор «Муг», этим и объясняется таинственное звучание песни. Говорят, написана она на фоне многотысячных демонстраций американцев против войны во Вьетнаме и пожаров в негритянских гетто. Что ж, начало неплохое;
«You’re Lost Little Girl» - вещь завораживает своим мрачноватым магическим спокойствием, даже в припевах. Кстати, уже в 90-х годах эту песенку неплохо перепел кто-то из финской готической сцены (по-моему, The 69 Eyes) в Трибюте «The Doors». Здесь автором текста является Кригер, [возможно, тут он делает реверанс сторону малолетних поклонниц группы, возможно, что также и в сторону Джима, одним из любимых поэтов которого являлся Вильям Блейк, в «Песнях невинности и опыта» у того присутствует стихотворение «Little Girl Lost»], так же как и в следующем треке «Love Me Two Times», что представляет из себя довольно бодрый блюз. Видимо, тут слушатель имеет возможность отдохнуть от мрака предыдущих композиций. Любопытно, что иногда при «живом» исполнении песни Моррисон опускал конечное «s», указывающее на множественное число, отчего тексту придавался несколько иной смысл («two-time» – изменять, вести двойную игру).
Ну, отдохнули, и хватит.
Следующий трек «Unhappy Girl» вновь показывает необычность звучания группы; Возникающая словно из другого мира гипнотическая клавишная партия, красивая партия гитары (про трюк с горлышком бутылки не забыли?!), плюс довольно бодрый ритм с прокрученными назад «тарелками». Что ещё нужно? Классика психоделии и один из любимых моих треков. Между прочим, песня эта использовалась при прослушивании кандидатов на место бас-гитариста в группе (как известно, на тот момент кандидата так и не нашли). Далее идёт и вовсе экспериментальный трек «Horse Latitudes». На фоне различного грохота (хаотичных ударов по инструментам, звона бутылок из-под кока-колы), криков и дорожки «белого шума» Моррисон эмоционально декламирует одно из своих старых стихотворений. «Лошадиными широтами» назывались в XVIII веке 30°–35° северной и южной широты, где практически всегда стоит штиль, и где то и дело «застревали» Испанские корабли. Дальше – слово самому автору – «…Чтобы облегчить судно, морякам приходилось выбрасывать за борт разные вещи. Основным грузом, который они везли в Новый Свет, были рабочие лошади. Эта песня описывает момент, когда лошадь находится в воздухе. Представляю, как трудно было перебросить животных через борт, ведь когда их подводили к краю, они начинали метаться из стороны в сторону и лягаться... Да и для людей было настоящей пыткой наблюдать за этим, потому что лошадь может некоторое время плыть, а затем теряет силы и просто идет ко дну... медленно тонет”…». Надо сказать, что даже на слушателя, незнакомого с содержанием стиха, трек может произвести сильное впечатление;
Далее – снова более или менее «спокойные» в психоделическом отношении песни:
«Moonlight Drive» - фактически, самая первая песня группы. Именно её Джим пропел Рею, и тот, поражённый исполнением Моррисона, предложил ему роль вокалиста в группе. В альбом вошла третья из записанных версий в стиле «рокового танго»; получилось очень необычно и красиво.
«People Are Strange» - одна из самых известных композиций группы (иногда появляется на радиостанциях), довольно милый RnB, вышедший первым синглом к альбому (к тому моменту сам альбом ещё был не готов, продолжались сессии звукозаписи), вскоре она достигла двенадцатой строки в списках хитов.
Ну, и под конец нам достаются три сильных композиции: «My Eyes Have Seen You» - быстрый и своеобразный RnB с хорошим гитарным риффом, относительно спокойными куплетами и жёсткими припевами. Кстати, слушая трек, понимаешь, что похожее построение песни (постепенное утяжеление и обезбашенная концовка) взяли на вооружение многие грандж-группы 90-х. В медляке «I Can’t See Your Face in My Mind» мы вновь возвращаемся к гипнотической задумчивости и психоделичности начальных треков. Лиричная партия клавиш, нежные гитары и снова прокрученные задом наперёд «тарелки»; красота, одним словом… По аналогии с дебютником заканчивается альбом эпичным треком - «When the Music’s Over», который даже строением своим повторяет легендарный «The End» - один куплет в начале и повторение его же в конце, а между ними – минут 7-8 чистой импровизации, как музыкальной, так и речевой. До вышеуказанного хита эта композиция чуть-чуть не дотягивает – ну нет здесь того гипнотизирующего сочетания гитары и клавиш, как в «Конце», звучит она гораздо позитивнее, а начало вообще сильно напоминает «Soul Kitchen». Однако композиция по-своему красива, и необычная Атмосфера в середине всё-таки достигается (собенно цепляет интересная гитарная партия на четвёртой минуте). В середине же Джим роняет слова, которые станут лозунгом “новых левых”, да и всей молодежи вообще: “We want the world and we want it now” (“Нам нужен весь мир, и нужен прямо сейчас”).
Вердикт – описывать такое бесполезно, ибо это надо Слушать. Альбом получился превосходным, связанным, законченным и лаконичным (кажется, что, в самом деле, нет ни одного лишнего трека), что признавали и сами участники группы. Моррисон однажды говорил, что «Альбом должен быть похож на книгу — сборник рассказов, связанных друг с другом. В нём должно быть какое-то единое чувство и стиль». По-моему, этот альбом явно подходит под описание. |
|
Strange days have found us
And through their strange hours
We linger alone, bodies confused,
Memories misused,
As we run from the day to a strange night of stone
You're Lost Little Girl
You're lost little girl,
You're lost little girl,
You're lost, tell me who are you
Think that you know what to do,
Impossible yes, but it's true
I think that you know what to do, yeah,
Sure that you know what to do
You're lost little girl,
You're lost little girl,
You're lost, tell me who are you
Love Me Two Times
Love me two times, baby,
Love me twice today;
Love me two times, girl,
I'm goin' away
Love me two times, girl,
One for tomorrow, one just for today;
Love me two times, I'm goin' away
Love me one time, could not speak;
Love me one time, yeh, my knee got weak
Love me two times, girl,
Last me all thru the week;
Love me two times, I'm goin' away;
Love me two times, I'm goin' away
Unhappy Girl
Girl, unhappy girl,
Left all alone,
Playin' solitaire,
Playin' warden to your soul;
You are locked in a prison of your own device
And you can't believe what it does to me
To see you cryin'
Girl, unhappy girl,
Tear your web away;
Saw thru all your bars
Melt yourself today;
You are charged in a prison of your own device
Girl, unhappy girl,
Fly fast away;
Don't miss your chance
To swim in mystery
You are tied in a prison of your own device
Horse Latitudes
When the still sea conspires an armor
And her sullen and aborted
Currents breed tiny monsters,
True sailing is dead
Awkward instant
And the first animal is jettisoned,
Legs furiously pumping
Their stiff green gallop,
And head bob up
Poise
Delicate
Pause
Consent
In mute nostril agony
Carefully refined
And sealed over
Moonlight Drive
Let's swim to the moon uh huh let's climb thru the tide,
Penetrate the evenin' that the city sleeps to hide
Let's swim out tonight, love it's our turn to try
Parked eside the ocean on our moonlight drive
Let's swim to the moon uh huh let's climb thru the tide,
Surrender to the waiting worlds that lap against our side
Nothing left open and no time to deside
We've stepped into a river on our moonlight drive
Let's swim to the moon let's climb thru the tide
You reach a hand to hold me but I can't be your guide
Easy to love you as I watch you glide
Falling through wet forests on our moonlight drive
People Are Strange
People are strange when you're a stranger,
Faces look ugly when you're alone
Women seem wicked when you're unwanted,
Streets are uneven when you're down,
When you're strange
Faces come out of the rain when you're stranger
No one remembers your name when you're strange
When you're strange
When you're strange
My Eyes Have Seen You
My eyes have seen you,
My eyes have seen you,
My eyes have seen you
Stand in your door meet inside
Show me some more show me some more
Turn and stare fix your hair
Move up stairs, move up stairs
Move up stairs
Free from disguise,
Gazing on a city under television skies,
Television skies, television skies
Let them photograph your your soul,
Memorize your alleys on an endless roll,
endless roll, endless roll
I Can't See Your Face
I can't see your face in my mind
I can't see your face in my mind
Carnival dogs consume the lines
Can't see your face in my mind
Don't you cry, baby, please don't cry,
And don't look at me with your eyes,
I can't seem to find the right lie,
I can't seem to find the right lie
Insanity's horse adorns the sky,
Can't seem to find the right lie,
I won't need your picture
until we say good-bye
When The Music's Over
When the music's over,
When the music's over here
When the music over turn out the lights,
turn out the lights,
turn out the lights
Yeah, yeah
For the music is your special friend
Dance on fire as it intends
music is your only friend until the end,
until the end, until the end
Cancel my subscription to the resurrection,
Send my credentials to the house of detention,
I got some friends inside
The face in the mirror won't stop
The girl in the window won't drop
A feast of friends alive she cried,
Waiting for me outside
Before I sink into the big sleep
I want to hear
I want to hear the scream of the butterfly
Come back, baby, back into my arms
We're getting tired of waiting around
Waiting around
with our heads
to the ground
I hear a very gentle sound
What have they done to the earth?
What have they done to our fair sister?
Ravaged and plundered
and ripped her and bit her
Stuck her with knives
in the side of the dawn
and tied her with fences
and dragged her down
I hear a very gentle sound
With your ear down to the ground -
We want the world and we want it
Now!
Persian night!
See the light!
Save us!
Jesus!
Save us!
When the music's over,
When the music's over here
When the music over turn out the lights,
turn out the lights,
turn out the lights
Yeah, yeah
For the music is your special friend
Dance on fire as it intends
music is your only friend until the end,
until the end, until the end