Dom Vdovy : Наполни кубок черной кровью


Коли в вас живет страх, незримо таится среди мышц, сухожилий и гормональных ферментов, не сомневайтесь: рано или поздно его едкий запах достигнет потусторонних пределов, и будет вам несдобровать. Страх – абсолютная, безусловная сила в человеке, перемалывающая до основ естества. Сегодня мы беседуем с Константином Вдовецким, человеком, фактически сделавшем свою карьеру на такой разновидности страха, как суеверный ужас. И, тем не менее, он все еще с нами…

>«Тихо голову свою, на камень положив, лижет старую могилу
А кистями обтирает пауков седые спины» (Дом Вдовы)

Вдовьи дома — учреждения для призрения неимущих, увечных и престарелых вдов лиц, состоявших на государственной службе в Российской империи.(Википедия)

Откуда пришла идея Дома Вдовы и какое развитие она получила впоследствии?

Ну, об этом я уже как-то упоминал в одном из интервью, правда, сейчас уже не помню кому. Изначально назвать проект «Дом Вдовы» в планах не было. Проект носил название «Декабрь» и первый акустический концерт был дан именно под этим названием. Позже я узнал, что в Питере уже существует группа с таким названием. И, во избежание путаницы и всяких там прав на название, решил переименовать проект. Идея пришла быстро. В тот период (2002 год) одним из любимых собственных произведений были «Дом» и «Вдова и Смерть». И я решил соединить два названия в одно, так получился «Дом Вдовы», и я до сих пор не жалею о сделанном решении, поскольку название целиком и полностью отражает суть проекта, и самое главное - позволяет развиваться и экспериментировать в его рамках.

По поводу прошлых интервью: мы читали некоторые из них. А ты часто даешь интервью?

Интервью даю, когда предлагают) И всегда надеюсь на интересного собеседника, а не предвзятого журналиста, и, соответственно, на интересные вопросы. К счастью, таких мне встречалось больше.

Как считаешь, возможно ли, в принципе, с помощью подобных взглядов на себя извне отсечь лишнее/выстроить свой внутренний склад? Или тебе просто приятно созерцать свой внутренний мир чужими глазами?

По большому счету, интервью для меня не способ прославиться или пропаганда каких-то взглядов. Мне просто нравиться общаться с людьми, интересующимися проектом "Дом Вдовы" и человеком, который за ним стоит. Так как проект существовал, и до сих пор существует на "задворках андеграунда". Любому человеку приятно, когда обращают на него внимание, так и мне.

Что ты думаешь о подполье в целом, считая и свою деятельность таковой? А кто, по-твоему, андерграунд?

Андеграунд – как много в этом слове…

У нас в Питере существует достаточное количество проектов на любой вкус и цвет. Регулярно проходят всякие тематические встречи и вечера. Разумеется, данные факты говорят о движении и развитии сцены в целом.

Андеграунд конкретно для меня означает узконаправленное течение в музыке, или искусстве. Так сказать «не для всех», но вместе с тем, в этом термине кроется какая-то интрига и загадка, которая в свою очередь привлекает слушателей, посетителей мероприятий и других заинтересованных людей. Так вот, в контексте этого, проект «Дом Вдовы», безусловно, является андеграундным проектом.

Какой могильный камень подтачивает твое творчество, проистекая? Каким образом ты распространяешь свои записи? В наши лапы, например, записи попали из некоторых европейских источников, а ведь ты оказывается рядом, питерский!

Так получилось, что, всю свою жизнь я прожил в деревне на берегу реки возле леса (там на данный момент находится моя звукозаписывающая студия). Естественно, что легенды, суеверия и фольклор сопровождали и сопровождают меня на протяжении всей моей жизни. Сначала это были сказки, которые рассказывала мне моя бабушка, потом я сам просиживал часы в библиотеках в поисках интересующей меня информации. Именно этот «бессознательный» интерес к старине, как оказалось потом, и стал прочным фундаментом проекта «Дом Вдовы». Проекта, в котором я соединил фольклор, суеверия, мистику и темную сторону жизни деревень не только Древней и Средневековой Руси, но и Западной Европы.

Ну, если взять историю проекта в целом, то первые копии распространялись среди знакомых и друзей, было этих копий порядка 25 штук (сейчас уже не вспомню сколько точно). Дальнейшие издания на СD-R также распространялись самостоятельно. И было бы так и дальше, пока мой проект не заметил Ярослав Хлад - хозяин лейбла Salts & Ashes. Он и предложил издать один из моих альбомов под названием «Wilzyca» у себя на лейбле, за что ему огромное спасибо!

Альбом был издан и, насколько мне известно, получил положительные отзывы не только на территории России, но и за ее пределами благодаря опять, же деятельности лейбла Salts & Ashes, поскольку работу по распространению CD полностью его заслуга. Также у меня есть своя страничка на Realmusic и Myspace. Там есть подробная информация о проекте, треки, фото, видео. Добро пожаловать!

Вопрос также о намерениях и целях, которые ты преследуешь, давая распространение своему творчеству...

Я не ставлю перед собой никаких глобальных целей распространением музыки своего проекта. Для меня на первом месте было и останется самореализация моих идей, моего видения тех или иных фактов истории, событий, упоминаний. Если мое творчество кому-то близко и кому-то нравится – я только рад этому. Один мой знакомый музыкант сказал приблизительно так – «Создаваемая музыка всегда найдет своего слушателя». Так и с «Дом Вдовы»…

А тебе в детстве бывало страшно? И что ты думаешь об иррациональных корнях детских страхов?

Как и любому маленькому ребенку – да. Корни детских страхов, по моему мнению, кроются в исторически сложившихся архетипах, передающихся на генетическом уровне, которые передаются из поколения в поколение. В результате получаем полную картину с разнообразным бестиарием существ. Единственная, как мне кажется, разница - между теми, кто вырос в городе, и теми, кто в деревне, но истоки одни и те же.

Твой звукоряд весьма образен и способен, в лучшем смысле, утомить самое живое воображение. Однако оформление релиза тоже является важной частью посыла всей работы. Та пластинка, которая у нас в руках, а именно "Гроннскьегг", оформлена более чем скромно, чтобы не сказать кустарно.

CD-R "Гроннскьегг" был первым альбомом новой «электронной эры» проекта. Потому его звучание было очень сырым и не доведенным до нужной, скажем так, кондиции. Но, вместе с этими факторами, именно этот релиз дал вектор развития последовавщим за ним произведениям. Оформление делал я и мой друг Алексей Пестов (он так же оформлял CD-R «Аврелия»). Да, оформление было кустарное, напечатанное на фотобумаге. CD-R был без оформления и помещался в слипкейс коробку, и в основном был распространен среди друзей. Само оформление было составлено из нескольких фото заброшенных деревень и церкви.

Насколько вообще визуальная часть важна для вдовьей горькой доли?

Безусловно, визуальная составляющая имеет большое значение для восприятия того или иного произведения/трека. И мой проект не исключение, на данный момент с этим вопросом мне помогает Владимир Прокофьев, PAINT-IT-BLACK-DESIGN. И, поверьте мне, этот человек, профессионал в своем деле! Ждем релиз проекта Дом Вдовы «Old Winter» от Salts & Ashes , который полностью оформлял Владимир.

Как проходит процесс творчества и создания звукоряда? Рамки каждого альбома обычно наполняет новая история с развивающимся внутри него сюжетом, или же это не взаимосвязанные эпизоды, а объединенные только общей концепцией «Дом вдовы»?

Вопрос интересный, так как, зачастую, в момент создания/написания трека все происходит на подсознательном уровне, и я не запоминаю ощущения, которые меня на тот момент наполняют. Ну, во-первых, все зависит от трека: какова идея, набор звуков/сэмплов, которые я планирую использовать, на поиски которых, порой, уходит довольно много времени. Немаловажное значение имеет наличие текста в произведении. Во-вторых, наличие свободного времени для работы над треком. Некоторые треки создаются месяцами, к примеру, «Metamorphoses of John Dee», а некоторые – «Innsmouth 1846» - за пару недель. Так что все индивидуально, как попрет. Такие альбомы, как «...поход за тридевять земель», «Аврелия», «Wilczyca», - концептуальные. Остальные - как вы говорите, связанные между собой эпизоды/истории, объединенные только концепцией. Детально описывать их я не вижу смысла... Просто возьмите и послушайте!

В таком случае не лишним будет спросить, какой из релизов является для тебя очевидным фаворитом и почему.

У меня нет фаворитов, каждый из моих релизов дорог мне по-своему.

Не означает ли, что, сделав запись, ты вроде как «освободился», вскоре забыл и двинулся дальше? В связи с этим, выпуская компиляцию (ведь «Old Winter» - компиляция) и подытоживая опыт, автор уже видит перед собой новые горизонты. Так что дальше?

«The Old Winter» действительно компиляция, и она должна была выйти, если мне не изменяет память в 2008 году. Но по некоторым причинам она так и не увидела свет (Интернет не в счет), и вот теперь, в 2012 году, наконец-то выйдет на физическом носителе и с достойным оформлением. Спустя четыре года, по моему мнению, данная компиляция так и не потеряла своей актуальности, не смотря на Интернет и другие источники, где можно было скачать и послушать ее бесплатно. Так вот, к чему я? Без прошлого нет будущего и «освобождаться» от прошлого – значит терять основу, корни, фундамент, то, что ты долгое время скрупулезно, собирал по частичкам. Нет, такой подход не для меня. К тому же после «The Old Winter» и «Wilczyca» было написано достаточное количество треков (некоторые войдут в новый альбом «Морок»). Они имеют другое звучание, лучше сведены, и более качественно записаны. Но, не было бы старого материала, не было бы и нового. Так будет и дальше, ибо основная цель – реализация моих идей и образов в проекте «Дом Вдовы».

С какими проектами, как на российской, так и на мировой сцене, может быть сопоставим «Дом Вдовы» с твоей точки зрения?

Я большой поклонник таких норвежских проектов как «When» (для меня законодатель black ambient альбом «Black Death») и «Aghast». Именно их я заслушивал до дыр до того, как решил создать «Дом Вдовы». В связи с чем, у меня много схожести с этими проектами в звуковом плане и методах записи. Еще я бы упомянул ранние работы «Mortiis», проекты «Profane Grace» и «Kerovnian» - что вспомнил навскидку. Из российских проектов, работающих в black ambient направлении, могу назвать разве что «Rajfajh». И спасибо Дмитрию, основателю этого проекта за то, что они есть. И за мероприятия, которые он организует, в частности ежегодный «Black Ambient Mind» фест, на котором имею честь выступать и я!

Многие проекты подземной электронной сцены рассматривают себя как "культурных террористов". Некоторые от музыки переходили к действиям, достаточно вспомнить тюремные заключения Карстена Хамрё из «Penitent» и Фредерика Сёдерлунда из «Puissance». То, что «Дом Вдовы» не преследует специфических целей в части идеологии, мы уже поняли, но любопытен твой взгляд на тех, кто находит, так сказать, прикладное применение своим идеям.

Мое мнение - каждый выбирает свой путь реализации, сообразуясь со своими мыслями и возможностями.

Ну, а если представить, что у проекта «Дом Вдовы» есть маленькая армия готовых на все по твоему велению поклонников, на какую миссию послал бы их?

Ни на какую...

Ты не чураешься концертных выступлений. С какой целью это происходит?

Начнем с того, что я выступаю не часто. Нужен ли мне live? Скажу «да». Это определенный опыт, небольшой экзамен для самого себя. Запись в студии равномерна, нетороплива… На сцене же – полная концентрация и контроль всех музыкальных процессов в ноутбуке. Кроме того, живые выступления интересны реакцией публики и, если хотите, энергетическим обменом с залом, что немаловажно для музыканта. Также можно упомянуть общение с поклонниками и проектами из других городов.

Ты видишь достойную публику на концертах?

На подобные мероприятия публика приходит разная и, соответственно, случаи тоже бывали разные, но в целом могу сказать, что кто-либо откровенного негатива не вызывал. В конце концов, это работа охраны и администрации - не допускать в зал «неадкватов». И музыканты здесь ни в чем не виноваты.

Ты считаешь свой звукоряд подходящим для живых ритуалов?

Я не занимаюсь подобными вещами, но слышал, что музыку моего проекта можно использовать в этом направлении. Вообще понятие «музыка» берет свое начало как раз из ритуальных практик, так почему бы нет? Но лично для меня мои композиции не несут какой-то ритуальной основы и посему так и останутся лишь композициями.

Каким ты видишь своего слушателя в идеале? Ты задумываешься над тем, существует ли какой-либо определенный типаж, который является наиболее восприимчивым к звуковым ландшафтам Дома Вдовы?

Когда я пишу новые композиции, то не задумываюсь над тем, кто их будет слушать и как должен выглядеть этот человек. Я допускаю, что есть люди, склонные к такой музыке и это подтверждается опять же концертами. Кто они и чем занимаются, для меня не имеет никакого значения – они слушатели. Они приходят на концерт, получают какие-то эмоции, обмениваются впечатлениями…

Для проекта имеет значение контакт со слушателями, как метафизический, так и проявленный?

Когда ты соглашаешься принять участие, выступить в клубе – ты автоматически соглашаешься на контакт со слушателями, этого не избежать. Имеет ли он значение для моего проекта? Скорее всего – да. Обмен информацией. Хотя я не думаю, что если бы я не давал живых выступлений и был бы чисто студийным проектом, то развивался как-то по - иному…

В своем творчестве ты апеллируешь к суевериям, поверьям, предрассудкам. Веришь ли в существование оккультного, сверхъестественного, параллельного? Или считаешь суеверия и поверья лишь отображениями объективной, но непонятой тёмным человечеством материалистической картины бытия?

Я никогда не сомневался в существовании «другого мира» с его обитателями…
Как я уже упоминал раньше, я вырос и до сих пор живу в деревне, и этот факт отложил свой отпечаток на мою жизнь. Легенды, предания, суеверия идут рука об руку со мною всю жизнь (откуда я и черпаю вдохновение для проекта). Мы можем долго сопоставлять факты истории, проводить различные изыскания в различных науках, чтобы доказать реальность тех сил, о которых говорили и в которые верили наши предки. Но: для них это было обыденно, так как они очень близко с ним соприкасались. У нас, скажем так, «цивилизованных», это вызывает непонимание и страх.

Ты сталкивался с необъяснимым и сверхъестественным?

В своей жизни мне пришлось столкнуться с необъяснимым, но об этом не здесь и не сейчас, ибо существует негласное правило: «не поминай – не появится».

Дому Вдовы не чуждо понятие синтеза искусств: твои живые выступления сопровождают видеоинсталляции. В рассматриваемом сегменте музыки это не редкость, но мотивы, побуждающие показывать зрителям леденящие душу картинки, все же разнятся. Каковы твои причины?

Видеоинсталляция для моего проекта, как показала практика, имеет такое же важное значение, как и сама музыка. Благодаря ей, концерты стали проходить живее и интереснее, на мой взгляд. Лично мне нравится, когда звук соответствует видеоряду, получается полная картина восприятия материала. Всей монтажной видео-работой занимаюсь я сам.

Если бы твои возможности не были ограничены определенным форматом, что еще ты включил бы в свое "шоу"? Или же склоняешься к минимализму осознанно, не пытаясь коверкать рамки того, что отличает андерграундное творчество в глазах зрителя?

На данный момент формат выступления проекта выработан, и я не собираюсь привносить какие-то новые элементы в свои и так не частые выступления. Основной частью все равно является звук, и упор делается больше на работу в студии, а не на клубные выступления.

В связи с тем, что сказано выше, можем ли мы предположить, что подобную тактику отсечения лишнего ты переносишь и на свою обыденность? Вторгаются ли музы, питающие твое воображение, в быт? Или ты делаешь четкое разграничение, не позволяя одному аспекту бытия вторгаться на территорию другого?

На этот вопрос вы ответили сами: четкое разграничение, не позволяя одному аспекту бытия вторгаться на территорию другого.

Стандартный, но необходимый вопрос. Каковы твои музыкальные предпочтения как слушателя? Помимо электронной музыки, интересуют ли другие жанры? Какие работы, в любом из жанров, впечатлили в последнее время? Может быть, порекомендуешь чего-нибудь этакое читателям данной беседы?

Вообще я слушаю много разной музыки темной направленности. Это и atmospheric black – «Paysage d’Hiver», «Vinterriket», «Summoning», «Urfaust» и black ambient – «Mortiis» (ранний), тот же «Aghast», «Kerovnian» и т.д. Из того, что больше всего меня поразило в последнее время, могу порекомендовать проект из Нидерландов «Gnaw Their Tongues» и проект из Франции «Igorrr». Описать их стили довольно сложно, посмотрите сами в Интернете. Возможно, они придутся по вкусу и вам.

Нередко черный амбиент заигрывает с мотивами саморазрушения и саморазложения, вплоть до суицида. Насколько мы можем судить, Дом Вдовы, по крайней мере пока, не углубляется в подобную тематику. Тем не менее, хотелось бы поинтересоваться следующим. Самоубийство. Быстрый и эффективный способ проклясть себя навеки? Или что-то иное? Существует ли возможность того, что суицидальные мотивы найдут отображение в рамках Дома Вдовы?

Я не стану делать каких-то прогнозов касаемо лирики проекта, что дальше будет - сами скоро увидите. На данный момент много планов касаемо новых релизов и нового материала, так что я пытаюсь следовать уже намеченному плану.

Если бы ты не был музыкантом, и не существовало Дома Вдовы, каким образом ты бы реализовывал свое творческое начало? Чем бы занимался помимо повседневности?

Не знаю. Занимался бы переводами литературы, писал стихи и прозу. Графика, фото, видео... Творческих областей много, что-нибудь нашел бы.

Насколько глубоко в будущее ты заглядываешь в контексте Дома Вдовы? Ты видишь себя творящим очередной альбом в пенсионном возрасте?

Ну, не так глубоко, конечно. Года на два-три, приблизительно, материал есть. Но это в планах, и так далеко заглядывать я не хочу.

Благодарим за эту беседу. Если, с твоей точки зрения, существует какой-либо важный вопрос касательно Дома Вдовы, который не был задан в ходе беседы, но который должно осветить, приглашаем задать его самому себе и ответить на него.

Спасибо за беседу Вам! Удачи и процветания вашему сайту!
С наилучшими пожеланиями, Konstantin Vdovetskiy, "Дом Вдовы".


Интервью подготовлено: Sever, Kurgan
Фотоматериалы из личного архива «Дом Вдовы» представлены специально для Darkside.ru

16 мар 2012
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом