 |
 Если перефразировать выражение классика эпистолярного жанра Грэма Грина "... безраздельнее всего любишь лишь тогда, когда твой любимый человек недостижим" применительно к нашей теме, то, возможно, может получиться что-то типа: " Сколь угодно долго можно упорно утверждать, что пластинка Barclay James Harvest 81-го года "Turn Of The Tide" одна из их лучших, потому как для нас нынешних это событие давно минувших дней и заявлять нечто подобное можно до бесконечности...";
Сходу оговорюсь, что не собираюсь этого делать, как, кстати, и безоглядно ругать эту работу знаковой группы. Тем более что и ругать-то особо не за что. Уже хотя бы потому, что запись программы альбома осуществлялась в цифровом формате, а это было одним из первых, если не первым, опытом подобного рода. Делалось это в обновлённой лондонской студии, в 1979 году выкупленной предприимчивым шведом Маркусом Эстердалем у бывших владельцев CTS Studios. И хотя вышел альбом в привычном виниловом варианте, звучал несколько по-другому. Кому-то это могло нравиться, кому-то нет, но что получилось, то получилось.
Радикальных поклонников BJH занимало, видимо, другое: как всё-таки группа продолжала справляться без "Уолли" (Stuart Wolstenholme), фигуры для группы весомой и значимой, в чём-то определявшей стилистику BJH в лучшие её времена. Надежда, что С. Уолстенхольм одумается и вернётся не оставляла эту часть почитателей квартета уже не первый год. Хотя с предыдущим альбомом без "Уолли" ("Eyes Of The Universe" , 1979 г.) оставшиеся музыканты, пусть и не без труда, справились. Всё же адаптировать в казалось бы устоявшемся коллективе нового пианиста, задача не из простых. Но время, что называется, лечит и истовым поклонникам творчества группы пришлось смириться с неизбежным - "Уолли" не вернулся. На концертных выступлениях BJH (в т. ч. и перед многотысячной толпой у стен Рейхстага в Берлине 19 августа 1980-го) неоднократно были замечены даже двое новых клавишников. Это, правда, не слишком радовало наиболее консервативную часть публики. У этой же части остались вопросы и после выхода новой пластинки команды, когда к уже знакомому по "Eyes Of..." Кевину Мак Эли добавился ещё и универсал Колин Браун.
"Старообрядческая" британская аудитория была особенно чувствительна к уходу из квартета их "Уолли", считая виновными в этом Д. Лиса с Л. Холройдом, не сумевших удержать С. Уолстенхольма. Пусть даже основной на то причиной (хотя и не единственной) стало решение Стюарта начать сольную деятельность.
Но вернёмся к альбому. Казалось бы его номера сочетаются органично, создавая ощущение целостности программы. Однако отсутствие яркого, выделяющегося трека подобного "For No One", "Mockingbird" или, скажем, "Hymn", не выводит этот LP в один ряд с сильнейшими пластинками BJH. Завершающая композиция Лиса "In Memory Of The Martyrs", быть может, и могла бы стать подобным гимном, но и ей, на мой взгляд, чего-то не хватило, и она оказалась просто хорошей песней.
А тут ещё нельзя не заметить, что с середины 70-х годов работы BJH претерпевают определённого рода странность. Чем внушительнее в них задействован инструментарий, чем глубже и серьёзнее аранжировки, тем холоднее и, пожалуй, даже скучнее становится музыка группы. И диск "Turn Of The Tide" в этом плане показателен. Впрочем, создаётся ощущение, что это было заметно всем, кроме самих музыкантов. Уже не было былых эмоций, что выдавали программы "Octoberon" или "Time Honoured Ghost". Вот только не всякий слушатель уже пытался вырваться из кокона, сплетённого в последовавшие годы Лисом с Холройдом. Люди неизбежно привыкают к тому, что есть. Да ещё этот хрупкий саунд с ложным, пусть даже и высокой пробы блеском, свойственным ранним цифровым записям...
Сложный момент с инструментальным наполнением. Пожалуй, лишь Л. Холройд окружил себя обильным аккомпанементом всевозможных клавишных. В то время как Д. Лис продолжил делать ставку на звучание гитар. Допустим, в "How Do You Fell Now?" с сентиментально-романтическим содержанием. В ней Д. Лис попытался выразить что-то глубоко личное, что при известной закрытости гитариста BJH, услышать было удивительно. В другой же его песне "Highway For Fools", более живой и, пожалуй, даже агрессивной, текст уже иного рода:
"... Я должен измениться и это странно,
А странность - это дорога для дураков.
И если твоя бриллиантовая любовь
Вынуждает тебя чувствовать так уверенно,
То такую любовь я могу выкрасть
Я не считаю тебя какой-то особенной
И если я должен во что-то верить,
Я буду верить только в себя, потому что
Твоя любовь фальшивая..."
В этом треке обращают на себя внимание несколько параллельных гитарных партий.
И всё же “Highway For Fools” - песня с претензиями на хит альбома, пусть даже очевидных хитов в программе этого LP не наблюдается. Можно предположить, что в “Highway…” зашифровано скрытое недовольство Д. Лиса состоянием текущих дел в составе квартета: “Я должен уйти, потому что ты не такая, какой я тебя воспринимал…”или, допустим, “… я знаю, что мне нравится, а что нет, потому и не смотрю в твою сторону.” И пусть это не совсем похоже на завуалированное послание Лиса. Здесь чувства и они ещё не сформировались.
Ещё один трек Д. Лиса с часто употребляемым названием “Doctor Doctor” чем-то напомнил известный коллектив 10cc.
Складывалось ощущение, что Джон Лис был более заинтересован в переменах в звучании команды, пусть даже и в ущерб традициям BJH. Вот только Лес Холройд вольно или невольно стреножил Джона, своими мелодиями упрямо выруливая в устоявшуюся последними альбомами колею. Получается, что бас-гитарист твёрже придерживался прежнего звучания группы? И это вряд ли способствовало единению в составе. И пусть до окончательного "развода" было ещё далеко (окончательно случится это на исходе XX века), трещина в отношениях между двумя ведущими музыкантами обозначилась, что уже было заметно и со-стороны.
Тот факт, что эти двое сочиняли для репертуара BJH примерно в равных пропорциях, был очевиден уже давно, хотя в отдельных номерах они продолжали петь на два голоса. Как, скажем, в "Back To The Wall" Леса Холройда с замысловатым философским текстом:
"... Назад к стене.
Ты различил свет?
Стоит ли спасать твою душу?
Назад к стене.
Ты готов платить?
Тогда твоя судьба ждёт тебя.
Там внизу, на берегу
Мы не в силах тебе помочь.
Стоя спиной к стене..."
Красивая мелодия Холройда придаёт этой песне статус одной из привлекательных в программе.
Несмотря на то, что мелодии Д. Лиса с его гитарой несколько твёрже и энергичнее, они так же не избежали определённого попсового привкуса, пусть даже и с привычным оттенком прог-рока. И можно лишь предположить, что получилось бы у них, сочиняй они свои песни вместе.
Нельзя не заметить присутствия в некоторых номерах альбома инструментов, которые ранее не звучали. К примеру, саксофон. И ещё одно наблюдение. Это смещение саунда BJH к запросам континентальной Европы, где внимание и отношение поклонников к ним по меньшей мере не снижались в сравнение с родными, казалось бы, Британскими островами.
Одна из примечательных песен программы альбома называется “Echoes And Shadows”, почти баллада, насыщенная звучанием разнообразных клавишных инструментов. И это подталкивает слушателя к умозаключению, что здесь задействованы сразу двое заявленных клавишников - К. Браун и К. Мак Эли;
А вот две крайние композиции в программе альбома (“In Memory Of The Martyrs” и “Life Is For Living”) Холройд с Лисом сочинили специально для предстоящих концертных выступлений в Западной тогда ещё Германии и обе они посвящены тем, кто сгинул в попытках перебраться из Восточной Германии (тогда это была ГДР) через Берлинскую стену в вожделенную Западную. Пытливый поклонник BJH должен заметить, что начальная фаза мелодии “In Memory…” очень близка по звучанию к знаковому номеру “Hymn” из их пластинки “Gone To Earth” (1977 г.);
“Turn Of The Tide” был весьма успешен во-многих европейских странах, главным образом коммерчески, чему способствовал и сингл с песней “Life Is For Living”, запущенный в релиз по ходу гастрольной поездки группы по Германии.
Если же попытаться сопоставить “Turn Of…” с предыдущим студийным диском BJH “Eyes Of The Universe” (1979 г.), то это сравнение окажется не в пользу альбома “Eyes Of…”. Пусть даже в их родной Англии новую пластинку немногие заметили. То, что в рядах группы наметился кризис, стало уже очевидно. Даже от супер-исполнителей со славной историей трудно было ожидать стабильных, эффектных и всех устраивающих работ. Исключения если и случались, то крайне редко. Что же касается BJH, то рассуждать о каких-то расстройствах в этой консерватории можно ещё долго, только что-либо изменить уже невозможно. И винить в этом кого-то одного из квартета музыкантов бессмысленно. То, что они начали сползание к облегчённому звучанию, было веянием времени. Это было неизбежно, хотя что-то противопоставить этому явлению они могли, но не сделали этого. Так что винить следует всю четвёрку, включая и покинувшего состав Уолстенхольма.
С его уходом, кстати, BJH потеряли часть поклонников в Англии, хотя и обрели в той же Европе, а в коммерческом плане превзошли самих себя сытных 70-х годов.
Выходит, что публика континентальной Европы оказалась более продвинутой, чем на консервативном Британском Альбионе, где всё ещё не хотели мириться с переменчивым настроением былых кумиров. |
 |
Kiskenbassker
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).